К 100-ЛЕТИЮ «СЕРОВСКОГО РАБОЧЕГО» | В журналистику меня влюбил «Серовский рабочий»

Получила приглашение на 100-летие «Серовского рабочего» и чуть не расплакалась. Любимая газета празднует такую солидную дату! Я там и работала-то четыре года, но они стали знаковыми в моей судьбе, сформировали меня как личность, как журналиста.

В редакцию попала случайно, в марте 1971 года, по рекомендации старшей сестры, ныне покойной Людмилы Морозковой, работавшей в то время в «Серовском рабочем» корреспондентом. В качестве испытания мне было поручено навести порядок в архивных подшивках, которые лежали вразброс на стеллажах с пола до потолка, покрытые пылью и паутиной. И второе условие – в недельный срок научиться печатать на машинке.

Каждый день после рабочей смены на Серовском механическом заводе я бежала в редакцию, разбирала архивные завалы, а потом тыкала указательными пальцами по кнопкам печатной машинки. Усердие семнадцатилетней девочки оценили и взяли техническим секретарем отдела писем.

Я тогда так обрадовалась, что меня взяли в редакцию. На любое задание соглашалась: регистрировала письма, вела подшивки, получала и отправляла почту, внимательно выслушивала каждого, кто приходил в редакцию с жалобой или просьбой.

О.Н. Федорченко

Мне безумно нравился коллектив и та атмосфера творчества, которая царила в «Серовском рабочем». Я завидовала пишущим, которых шеф каждый день собирал на летучку. Из кабинета редактора Олега Николаевича Федорченко слышались то крики, то хохот, и трудно было понять, чем же они там занимаются. Это потом я узнала манеру Федорченко, не откладывая, вершить «суд»: отругать за плохой материал и похвалить за хороший. Бывало, выскочит из кабинета: «А ну все ко мне!» – и давай расхваливать автора шедевра. От радости мог герою дня шевелюру разлохматить или расцеловать. А если кто провинился, орал так, что стены дрожали. Не сдавшему вовремя материал мог заявить: «Ты что, на чужом хребту в рай попасть хочешь?». Или: «Я что, твоим портретом полосу закрывать буду?».

Да, он спрашивал строго. Газета, а тем более пятиразовая, – ненасытная. Режим работы – потогонный, как на конвейере. Каждый день сотруднику нужно сдать как минимум триста строк в номер. В «Серовском рабочем» творческая дисциплина была вознесена в ранг закона. Не сдать вовремя материал расценивалось как преступление. Если с вечера не успеваешь написать, то уж к восьми утра, к приходу Олега Николаевича, всё должно лежать в папке. Я сама не раз прибегала в редакцию ни свет ни заря, чтобы успеть достучать на машинке последние строчки. Как только в коридоре шеф начинал греметь связкой ключей, это означало, что время на спасение закончилось и ты такую выволочку получишь – мало не покажется.

Но при этом все знали точно: если, не дай Бог, что случится с любым из нас, шеф не оставит в беде, первым бросится на помощь, забыв все обиды. Под такой защитой сотрудники чувствовали себя как за каменной стеной.

Авторитет Олега Николаевича в городе был непререкаем. Его знали, его уважали, с ним считались. Ровесник Революции, фронтовик, Олег Николаевич был коммунистом до мозга костей – из тех, кто служил партии верой и правдой до последних дней своей жизни.

Он вырастил, выпестовал не одно поколение журналистов. Вот и со мной сколько лет возился. Казалось бы, какое ему до меня дело? Нет, и в корректуре новичка попробовал, потом взял сотрудником, а вскоре повысил до старшего литературного сотрудника отдела партийной жизни.

Первое время мне здорово доставалось, потому что я не понимала, где брать темы, куда бежать за материалом. Стала наблюдать за другими газетчиками. Постепенно сообразила, как организовать свою работу. Познакомилась с комсоргами предприятий города. Они стали моими помощниками и соавторами. Вместе мы создали нештатную молодежную редакцию, которая выпускала ежемесячную страницу «Факел».

Материалы сами пошли в руки. Я рассказывала о молодых передовиках производства, вела репортажи с конкурсов мастерства, писала о студенческих стройотрядах, участвовала в ежегодных рейдах по озеленению, брала интервью у юных дарований.

Но вскоре мне стали на планерках делать замечание: мол, у нас не молодежная газета. Поручили дополнительно освещение ветеранов. Тогда в стране только-только начали писать об участниках Великой Отечественной войны, и фронтовики с удовольствием делились своими воспоминаниями, не веря, что о них не забыли. Я рассказала о десятках бывших танкистах, саперах, летчиках, артиллеристах. После серии публикаций о войне меня выбрали членом президиума городского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Редакция при поддержке этого Совета провела акцию Памяти и вместе с читателями установила сотни имен серовцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Их имена увековечены на плитах мемориала возле кинотеатра «Юбилейный». До сих пор, когда проезжаю мимо Вечного огня, вспоминаю об этом.

После «Серовского рабочего» лично мне везде было легко – в плане нагрузки, но мало где было так же интересно, как у Федорченко. При нем хотелось удивить и коллег, и читателей, хотелось написать что-то такое, чтоб весь город говорил: «А вы читали в «Серовском»?».

Редакция была сплоченным коллективом. По праздникам выпускали большущие, во весь коридор стенгазеты. С днем рождения поздравляли обязательно стихами типа: «О, Якимиха, мать твою за ногу! С днем рождения, счастлива будь! И великую древнюю заповедь «не стареть!» никогда не забудь». Стихи писали по любому поводу, даже деньги занимали со стихотворной распиской.

Подарки были всегда со значением, с учетом вкуса и размеров именинника. Один раз женщинам на 8 Марта подарили модные нейлоновые халаты, а мужчины пришли в косоворотках, которые им подарили женщины на День советской армии.

Однажды мне подарили на день рождения букет подснежников – парни специально съездили в горы, да еще банку березового сока набрали.

Еще помню, как на 8 Марта мужчины показали спектакль «Лошадиная фамилия» в постановке театра «Петит». Раздали программку, в ней вперемежку были использованы фамилии сотрудников и знаменитых артистов, названия местных рек и поселков: народные и заслуженные артисты Серова и близлежащих окрестностей Карьков-Немирович, Железняк-Голопупенко, Ушенин-Сосискин. Режиссер спектакля – заслуженный деятель искусств поселка Медянкино, народный артист левого и правого берегов реки Каква, почетный член Гаринской и Ново-Лялинской академии драматургии и театра Карьков.

Я была счастлива. Всё было в радость. Помимо основной работы с удовольствием подменяла в случае необходимости диктора городского радио, проводила кинопанорамы в кинотеатре «Родина», была постоянным членом жюри городской выставки цветов и разных творческих конкурсов. Меня стали узнавать на улице. Головокружения от успеха не было, но самомнения появилось более чем достаточно. Поэтому, когда редактор вдруг сказал: «Есть в тебе, Якимиха, искра божья, но тебе надо учиться», – я удивилась и даже немного обиделась. Мол, зачем мне учиться, если я и так нормально пишу?

– А вот пришлют какого-нибудь дурака с дипломом, и я тебя, такую хорошую и талантливую, должен буду уволить, – честно и прямо объяснил редактор.

Сейчас-то я понимаю, что Олег Николаевич ради меня пошел на этот шаг, и очень благодарна ему за то, что так круто изменил мою жизнь. А тогда сильно рассердилась. И как ни горька была мысль расставания с редакцией, пришлось подчиниться и поехать в Свердловск. Так с благословения серовского шефа я в 21 год стала студенткой факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького.

…Чем дальше уносит время годы работы в «Серовском рабочем» под началом Олега Николаевича Федорченко, тем дороже воспоминания. Спасибо, родная газета, что влюбила в журналистику и благословила на творчество. Жить тебе века и века!

…Пишу, пью чай и вдруг понимаю, что кружка-то – с надписью «90 лет Серовскому рабочему». Неужели десять лет прошло с прошлой встречи?

Нина ЯКИМОВА

НАША СПРАВКА

ЯКИМОВА Нина Геннадьевна,

консультант пресс-службы Законодательного Собрания Свердловской области

Родилась 23 апреля 1953 года в Серове.

После окончания школы работала на механическом заводе контролером ОТК.

Творческий путь начала в семнадцать лет в редакции газеты «Серовский рабочий», где за четыре года прошла путь от технического секретаря отдела писем до старшего литературного сотрудника отдела партийной жизни.

После окончания факультета журналистики Уральского госуниверситета работала в «Ревдинском рабочем», в основном в должности ответственного секретаря. Семь с половиной лет прожила на Чукотке, где работала в редакции газеты «Огни Арктики» и на Шмидтовском телевидении.

Опыт политической журналистики обрела во время работы в «Горнозаводском Урале», в одноименной газете фонда. За серию материалов по итогам конкурса на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Свердловской области в 1998 году была награждена дипломом «За раскрытие личности депутата».

С 1998 года – консультант пресс-службы Законодательного Собрания Свердловской области. За большой вклад в обеспечение деятельного областного парламента награждена Почетной грамотой Законодательного Собрания и малым серебряным знаком с изображением малого герба Свердловской области.

Н.Г. Якимова – член Союза журналистов с 1980 года, в 1982 году избиралась делегатом V съезда Союза журналистов СССР.

В последние годы пробует себя на литературном поприще: опубликовано несколько рассказов в журнале «Веси» и «Заметки советского журналиста» в журнале «Урал». Выпустила две книги: автобиографияческую «Каждый день в радость», которую критики назвали светлым повествованием о непростых временах, и сборник интервью с артистами «На бегу со звездами».

Очерк Н.Г. Якимовой «Последние встречи» о редакторе «Серовского рабочего» Олеге Николаевиче Федорченко попал в шорт-лист ХII международного литературного Волошинского конкурса, а материал «Игрушка для Зайчика» о серовской школе № 27 прошел в финал Всероссийского литературного конкурса «Мы родом из школы» и вошел в федеральный сборник «Школа жизни».

Награждена почетным знаком Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».

. Комментарии к записи К 100-ЛЕТИЮ «СЕРОВСКОГО РАБОЧЕГО» | В журналистику меня влюбил «Серовский рабочий» отключены