Каждый любит, как умеет! Серовский театр драмы завершил сезон показом спектакля «Сучилища»

Юбилейный – 75-й – театральный сезон «чеховцы» завершили 28 и 29 июня премьерным показом спектакля «Сучилища», который вызвал в Серове настоящий аншлаг.

Удачный манёвр

«Чеховцы» вместе с петербургским режиссёром Петром Шерешевским до последнего момента держали интригу, ведь изначально было запланировано ставить спектакль «Трудно быть богом» по братьям Стругацким, актёры уже собрались на первую читку, но потом… Потом Пётр случайно наткнулся на одну из новейших пьес (была представлена в 2016 году на Международной драматургической лаборатории в Минске) Андрея Иванова «Сучилища». Да, именно так – в одно слово. Несмотря на то, что героиня в первой же реплике произносит, что она «с училища», зрители ближе к финалу повествования понимают, что той больше подходит именно слитное написание.

Кардинальная смена закрывающей сезон пьесы и работа над концепцией спектакля с нуля не смутила труппу театра и позволила ей блестяще завершить сезон. Об этом – чуть подробнее.

В напряжении – до финала

«Алё!.. Сергей Романович? Я – с училища. Здрасьте!» – с этой простой, но при этом неоднозначной фразы начинается последняя постановка юбилейного сезона Серовского театра драмы имени А.П. Чехова. После спектакля складывается ощущение того, что эта самая неоднозначность и стала его главным мотивом.

Первые пять-десять минут повествования мы видим этакую гопницу «с раёна», которая вполне предсказуемо влюбилась в типичного интеллигента – своего преподавателя по философии. Танька, главная героиня пьесы, наигранно раскрепощённая и острая на язык, а Серёжа, преподаватель философии, отрешённый и задумчивый (правда, скорее, от нежелания общаться с юной особой и погружения в собственные проблемы). Расклад кажется простым донельзя, и некоторые тут же начинают вздыхать, причитая, что следующие два часа им придётся наблюдать за банальной любовной историей с хэппи-эндом. Но не тут-то было!

После недолгого монолога Таньки зритель начинает ближе знакомиться и с Серёжей, а также с его «лучшим» другом Славиком. Преподаватель, мечась рядом с другом, не находит себе места – уж так ему всё осточертело. Славик же, не особо обращая внимания на душевные муки товарища, всё списывает на эмоциональное выгорание и предлагает… лишить девственности Таньку, так как та непрерывно бегает за наставником, а по училищу – даже среди преподавателей – разносится молва о «Танечке и её девственности». Приметив удивление Сергея, Славик тут же предлагает пари: если в течение недели Серёжа выполнит поставленное условие и представит доказательства, то получит новый «Макбук» и должность Камарилье (своеобразный творческий центр), в противном случае «Макбук» должен будет отдать он.

Во все подробности пьесы вдаваться не хочется во избежание раскрытия интересных моментов, однако стоит отметить, что как раз в момент заключения пари, направленного «против эмоционального выгорания», освобождается из колонии Костик – парень, который до безумия влюблён в Таньку и сел в тюрьму как раз из-за неё, отняв жизнь у одного из её знакомых. Поэтому проблемы теперь у Серёжи не только от влюблённой до безумия пассии, но и от её внушающего страх «телохранителя».

Если кто-то и высказывал до спектакля мнение о том, что пьеса «Сучилища» о любви, то к концу действа становится ясно, что она о тотальной ненависти, а если и есть здесь любовь («Каждый любит, как умеет!» – в один момент восклицает Танька), то выражена она больше всепоглощающим чувством одержимости, которое по ходу повествования буквально захлёстывает главную героиню. Потребительское отношение друг к другу, игры и насмешки над чувствами, самобичевание – все эти и другие конфликтные и экстремальные ситуации раскрывают самые тёмные стороны героев, и те то и дело решаются на безрассудные поступки и совершают роковые ошибки.

Многочисленные параллели

Так как пьеса сама по себе новейшая, то и написана современным языком, с использованием неологизмов и – что свойственно современной молодёжи – многочисленного мата (его «чеховцы» успешно завуалировали, но суть всё равно остаётся ясной). Тем не менее, то ли благодаря костюмам и декорациям, то ли из-за общей атмосферы спектакля, во время просмотра зритель невольно начинает проводить параллели не то с Шекспиром, не то с греческими мифами. Средневековые наряды, присущие Славику и его «лакею» Ринату, а также постер спектакля «Отелло» на одной из декораций навевают мысли о шекспировских страстях. Сам же зрительский зал с помощью декораций и света превратился в реку, где впервые, подобно Харону на Стиксе, появился Костик. Разношёрстный, но удачно подобранный для постановки музыкальный ряд также ассоциируется, скорее, с древнегреческими мифами.

Таким образом, режиссёру Петру Шерешевскому вместе с командой «чеховцев» не только удалось раскрыть сюжет пьесы зрителю, но и расставить яркие акценты по ходу повествования. Но если с сюжетом и технической составляющей всё хорошо, то как с такой непростой (и, если взглянуть со стороны, – эмоционально изматывающей) работой справились актёры?

Точное попадание

Нельзя не отметить актёрский состав постановки «Сучилища», ведь половина успеха зависела именно от наших творческих трудяг, и здесь смело можно сказать, что актёры для пьесы были подобраны настолько идеально, что и маски героев на них сидели, «как по размеру».

Роль Таньки, главной героини, исполнила Карина Пестова, звёздочка Серовского театра драмы имени А.П. Чехова. Изначально при просмотре благодаря её героине вспоминается спектакль «Crazy», где она также сыграла роль девушки с особенностями, но по ходу развития сюжета становится ясно: если в «Crazy» всё выглядело немного по-подростковому наивно (но не менее остро), то здесь с каждой минутой девушку поглощает настоящее безумие.

Проявил себя и один из новых артистов театра Кирилл Имеров (с ним труппа познакомилась чуть меньше года назад), сыгравший роль Серёжи. Заставив зрителя испытать широкую гамму чувств – от сочувствия до отвращения, от гнева до беспокойства – он сорвал нескончаемые овации и завоевал любовь серовской публики.

Но, помимо двух основных героев, составивших крепкий фундамент этой истории, нельзя не отметить Сергея Каляева и Алексея Дербуновича, исполнивших роли Славика и Костика. Практически все их предыдущие роли были комическими, а здесь – может быть, в свойственном для себя, но не свойственном для серовского зрителя ключе – их действия вряд ли могут вызвать улыбку. Высокомерие, настойчивость и лисья хитрость Славика, внушительная угроза вместе с проницательностью Костика – спектакль не был бы так хорош и не полюбился бы настолько сильно зрителю без столь точного вживания актеров в свои роли.

Идти или не идти – вот в чём вопрос!

В целом, серовчане, несмотря на некоторые неоднозначные моменты (тот же мат, от которого в этой пьесе уж точно не избавиться), приняли этот спектакль положительно. Хотя можно ли после финала постановки сказать именно так? Ведь он раскрыл перед зрителем все самые худшие стороны современного общества. Жестоко и беспощадно, но до безумия правдиво. Практически с самого начала спектакля в зале повисла действительно гробовая тишина, а под конец в уютном камерном зале то и дело слышались всхлипывания.

Спектакль «Сучилища» выжимает зрителя, заставляя сопереживать героям до последней минуты и, возможно, в какие-то моменты надеяться на то, что у человечества ещё есть шанс на то, чтобы окончательно не превратиться в точно таких же Славиков и Серёж. Постановка однозначно достойна просмотра, поэтому при попадании пьесы «Сучилища» в репертуар следующего сезона не поленитесь (и уж точно – не бойтесь!) взять билеты и ещё раз убедиться в том, что Серову по-настоящему повезло с «чеховцами».

Валерия ИГУМНОВА
Фото: Серовский театр драмы им. А.П. Чехова

. Комментарии к записи Каждый любит, как умеет! Серовский театр драмы завершил сезон показом спектакля «Сучилища» отключены