Место, где хранится время. О Серовском историческом музее

Где, как не в музее, можно почувствовать «запах» истории, увидеть воочию вещи, которые намного пережили своих хозяев, наконец, просто прикоснуться рукой к музейному экспонату. Например, к кольчуге, сплетенной из железных колец, которая защищала в старину воинов от холодного оружия.

Или вот красный кафтан стрельца времен Ивана Грозного, рядом – бердыш, одно из древнейших рукопашных оружий в виде широкого на длинном древке топора с острыми рогами. У славян он назывался секирой и применялся не только как холодное оружие, но и как подставка при стрельбе из фитильного ружья. Глядя на костюм царского опричника, почему-то вспоминается художественный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», где стрельцы пытаются поймать неизвестно как попавших в палаты Ивана Грозного иноземцев. Случись это на самом деле – несдобровать было бы незваным гостям…

Эти и другие русские военные костюмы можно увидеть на выставке «Государственный стиль», которая работает в Серовском историческом музее с 20 февраля до середины апреля.

За это время ее посетило немало горожан, она вызывает большой интерес и у взрослых, и у школьников. Еще бы – за каких-то полчаса можно проследить, как за четыреста лет менялись форма и знаки различия, государственная символика. В истории военной формы, как в зеркале, отразились все самые яркие политические события прошлого.

Закроется эта выставка 15 апреля, экспозицию сменит выставка картин воспитанников Детской художественной школы «Портрет». Затем начнется подготовка к большому ежегодному мероприятию, которое состоится в мае, – «Ночь музеев». И так изо дня в день, из месяца в месяц небольшой коллектив работает в напряженном ритме для того, чтобы мы знали и помнили свою историю, любили свой край, чтили память своих предков, обогащали свои знания.

Одна из опытных работниц музея – Зоя Ромадова, которая трудится здесь более 37 лет. Как нередко бывает, профессию эту выбрала случайно. После педагогического училища была воспитателем, методистом в детских яслях № 4 (п. Энергетиков). И работа нравилась, но однажды захотелось попробовать себя в чем-то новом. После собеседования руководитель музея Ольга Гордюк сказала: «Вы нам подходите».

– На следующий день мне уже конкретно объяснили обязанности младшего научного сотрудника, – рассказывает Зоя Михайловна, – дали большую стопу книг по истории города, об известных людях. Все это надо было прочитать и запомнить, очень большой объем новой для меня информации. Я просто испугалась, думала, не потяну. Но меня поддержали моя семья, Ольга Николаевна, коллеги, и постепенно все начало получаться. Шел 1980 год, у руля власти стояла КПСС. Нам приходилось ходить по предприятиям и организациям, выезжать в район с лекциями на самые разные темы. Но больше всего я боялась первой экскурсии по городу. Она состоялась через месяц моей работы. Приехали студенты исторического факультета Уральского государственного университета. Все прошло благополучно, правда, вдруг вылетела из головы девичья фамилия жены Анатолия Серова (кого-то из студентов заинтересовала биография актрисы Валентины Половиковой), я извинилась и позднее ответила на этот вопрос.

Зоя Михайловна влюбилась в свою работу. Старалась как можно больше узнать, много читала специальной литературы. Она до сих пор занимается самообразованием и считает, что «в музее надо работать долго, только лет через десять начинаешь чувствовать себя настоящим хранителем истории, и без этого уже трудно себе представить свою жизнь…».

В 1984 году Зоя Михайловна стала главным хранителем фонда и в этой должности проработала до 2016 года. В музее – более 68 тысяч единиц хранения, и за проработанные годы она помнит и знает «историю» большинства экспонатов, что они из себя представляют, где хранятся, в каком ящичке картотеки искать нужную информацию. Все материалы музея распределяются по группам, темам, направлениям – можно назвать как угодно: металл и нумизматика (эту коллекцию всегда вела и ведет Зоя Михайловна), предметы быта, археология и палеонтология, художественное литье, фотографии, открытки, документы и книги, дерево, фарфор, предметы декоративного искусства (береста, кость, камень) и т.д. За каждую коллекцию отвечает конкретный сотрудник.

Трудно переоценить роль музеев в современном обществе. Это не только центр культуры, но и научно-просветительское учреждение. Любой экспонат, предмет старины, давние фотографии, древние книги способны пробудить в человеке особые чувства. Например, своей сопричастности к истории родного края, гордости, уважения. Это особенно важно для подростка, личность которого только формируется, и слово «патриотизм» для него понятие абстрактное. Человек с детства должен знать свои корни, а перенести в прошлое может «волшебная машина времени» – музей. Как жили наши предки, во что одевались, какими предметами домашнего обихода пользовались, при помощи каких орудий труда обрабатывали землю и т.д. Ответы на эти вопросы можно получить именно в музее, посещая различные выставки. Поневоле возникает чувство уважения к тем людям, жившим столетия назад. Как, например, можно сшить нарядный русский сарафан с красивым орнаментом? Ведь не было же в то время швейных машинок, электрических утюгов и всего другого, без чего сегодня человек не представляет своего существования. Как, допустим, не восхититься от руки написанной книгой в богатом переплете? Вот через все это и протягивается ниточка, крепко связывающая нас, сегодняшних, с теми, кто жил давно. И именно ощущение своей сопричастности к прошлому помогает человеку понять свою принадлежность к великому русскому народу, своему Отечеству.

Так что сотрудник музея – это не просто человек, работающий с экспонатами, он как бы проводник из прошлого в настоящее и будущее. Интересная, необычная, захватывающая профессия – она увлекает человека на всю жизнь. Как и получилось с Зоей Ромадовой.

А могла ли себе представить крестьянская девочка, родившаяся пятой в семье в трудном, хотя и радостном 1945 году в деревне со странным названием Мырмыг Кировской области, что она когда-то станет научным сотрудником, главным хранителем музейных сокровищ? За двадцать километров ходила в школу, помогала родителям, которые работали в колхозе им. Ильича. Как известно, паспортов у сельских тружеников в те времена не было, и просто так уехать из колхоза взрослым было невозможно. А вот детям, чтобы продолжить учебу, – можно. Так вот и оказалась Зоя в Серове, приехав к сестре Александре, которая уже освоилась в городе, работала проводником на железной дороге. Ютились сестры в небольшой комнате, которую им предоставила по доброте душевной тетя Паша, как ее называли девушки, тоже родом из деревни и поэтому хорошо понимающая, как непросто приходится девушкам на «чужой» стороне. Но шло время, и чужая сторона стала привычной и близкой. Зоя закончила педагогическое училище, работала, появилась семья, двое детей. На малую родину приезжает навестить могилу бабушки, хотя родным для нее уже давно стал Серов. Здесь у нее сегодня все – любимая семья, не менее любимая работа, уважаемые коллеги, друзья. Дочь Лариса работала психологом, затем получила второе образование и сейчас фармацевт, а вот вторая, Наталья, с малых лет впитывала в себя «пыль времен» (мама часто брала ее с собой, в субботу и воскресенье музей работает). Поэтому не удивительно, что сегодня Наталья – директор Серовского исторического музея. Дочь и мать – коллеги, у них одно общее, важное и благородное дело.

Людмила СНЯТИНОВСКАЯ

. Комментарии к записи Место, где хранится время. О Серовском историческом музее отключены