С юбилеем, Эльвира Григорьевна! Поздравляем гуру музейного дела в Серове Э.Г. Решетникову

В нашем городе много хороших людей – и таких большинство, но есть среди этого большинства люди особенные, о которых говорят: штучные. Ну, а штучных много не бывает.

К этой немногочисленной когорте принадлежит и наша сегодняшняя героиня – Эльвира Григорьевна Решетникова. Кто не знает этого имени? Вряд ли таковые найдутся. И это неудивительно. За полвека ее профессиональной деятельности несколько поколений серовчан, благодаря ее усилиям, так или иначе соприкоснулись с историей своего города, края, Оте-

чества. А все потому, что по образованию она историк-архивист и обладает глубочайшими историческими знаниями в архивном и музейном деле.

Эльвира Григорьевна начала свой путь в профессию, ставшую делом всей ее жизни, в 1979 году, когда она пришла в Серовский исторический музей. Начинала с должности младшего научного сотрудника, но уже через пять лет, после окончания Уральского госуниверситета, стала его руководителем. Ей «повезло» работать в один из сложнейших, переломных моментов нашей истории, когда музею пришлось приспосабливаться (как и всем) к новым реалиям общественной жизни. Как музейщики преодолевали эти трудности и упорно защищали незыблемые нравственные устои, рассказывает сама Эльвира Григорьевна в одном из интервью:

– Мне довелось заведовать музеем в сложнейшее перестроечное и постперестроечное время. В непростых экономических условиях, когда люди месяцами не получали заработную плату, мы вынуждены были искать новые формы работы, чтобы привлечь публику в музей. Устраивали выставки и личные встречи с творческими людьми. Именно тогда серовчане впервые так широко познакомились с талантливыми художниками, резчиками по дереву, краеведами, коллекционерами и даже поэтами и прозаиками. Именно тогда творчество Александра Быстрых, Елены Дубковой, Александра и Зинаиды Верниковых и многих других талантливых людей узнали не только земляки, но и высоко оценили эксперты Екатеринбурга. Сотрудники музея, что называется, «пошли в народ». В школах, на предприятиях, в производственных цехах заводов устраивали выставки, проводили лекции, направленные на популяризацию культурного достояния и исторического наследия народов, населяющих нашу страну. И, конечно, продолжали заниматься научно-исследовательской работой, составляющей суть нашего предназначения. Например, вели поиск земляков, погибших в годы войны, для занесения их имен на плиты городского мемориала памяти…

Да разве возможно в короткой заметке перечислить все, чем занимался музей и сама Эльвира Григорьевна в эти и последующие годы?! Самое главное, что музей не превратился в пыльную и скучную обитель, а стал живым, ярким, востребованным, нужным людям. Конечно, в музейном деле (и не только) очень важна государственная политика, ориентирующая на сохранение интереса к культурным ценностям. Но, согласитесь, многое зависит и от личности руководителя. Эльвира Григорьевна всегда была и есть принципиальным человеком, умеющим отстаивать свои позиции, цельной и высоконравственной личностью. Правда, сама она говорит, что ей хотелось бы быть менее резкой в суждениях, быть более сдержанной. Но… «очень трудно сдержать себя, когда сталкиваешься с непрофессионализмом, который проник во многие сферы нашей жизни. Я считаю, что при засилии амбициозной серости принципиальность необходима. Когда уже многие не могут отличить добро от зла и выдают хамство и невежество за норму, необходимо напоминать, «что такое хорошо» и «что такое плохо».

Новый этап в жизни Эльвиры Григорьевны начался в 2000 году, когда руководство металлургического завода пригласило ее на должность директора историко-производственного музея. Дело в том, что к тому времени он влачил жалкое существование, прежняя администрация завода решила, что музей никому не нужен, а потому самые ценные экспонаты были переданы в городской музей, а помещение оборудовали под… бильярдную комнату. И пришлось нашей героине восстанавливать из пепла «птицу Феникс», то бишь, производственный музей. И опять мы опустим за скобки, сколько ей пришлось перелопатить материала, сколько затратить физических, интеллектуальных и душевных сил на то, чтобы через три года обновленный музей во Дворце культуры металлургов пригласил к себе первых посетителей.

И с тех пор не зарастает тропа под его прекрасные своды. Где столько собрано важнейшего и ценнейшего материала не только по истории завода, но и по истории города. На постоянной основе работает экспозиция «Созданы упорством и трудом» по истории строительства и развития завода, сменная экспозиция «Разноликий металл» посвящена сегодняшним страницам деятельности завода в условиях работы в составе УГМК. А какие интереснейшие экскурсии проводила все эти годы Эльвира Решетникова! Назовем хотя бы несколько из них: «Завод в составе УГМК», «Герой Советского Союза А.К. Серов», «Завод в годы Великой Отечественной войны», «Космос начинается на земле» (космические страницы города), «Надеждинск – Кабаковск – Серов» (история города), «Обзорная – история металлургического завода», «Магия уральских камней».

И все книги, буклеты, слайды, календари, плакаты – все, что рассказывает об истории завода и города, – вышло в свет под руководством и при непосредственном участии Эльвиры Григорьевны. И разве можно перечислить все то, к чему прикоснулись ее ум, сердце, душа за все эти годы?!

Наш главный музейный гуру совсем недавно вышла на заслуженный отдых, прослужив любимому делу почти 40 лет. А 11 июня у нее случился красивый юбилей. И, зная Эльвиру Григорьевну все эти годы, общаясь с ней (а слушать ее всегда чрезвычайно интересно и поучительно), еще и любуешься  как художественным произведением или эстетическим явлением: она всегда элегантна, красива, молода. И знаете, почему? А у нее девиз по жизни всегда такой: «Не ной! Встала и пошла!»

Вот бы всем нам так. Тогда и жизнь бы стала намного лучше.

Раида СТРУНКИНА
. Комментарии к записи С юбилеем, Эльвира Григорьевна! Поздравляем гуру музейного дела в Серове Э.Г. Решетникову отключены