Поздравляем Вас, Учитель!

Школа № 21 находится в поселке Новая Кола. Добраться до нее из города непросто: автобусы хоть и ходят через 20-25 минут, но их путь лежит через два железнодорожных переезда, которые очень часто то по одному, то сразу вместе бывают закрыты. Да и построена школа на окраине поселка. Зато открытое место с типовым двухэтажным зданием, большим стадионом, ухоженным цветущим пришкольным участком порадовало глаз, компенсировав сложности поиска. В теплые осенние деньки, наверное, приятно здесь посидеть, побегать и поиграть.

Мой «адресат» – учитель русского языка и литературы Лариса Петровна Дука. Вместо строгого педагога, которого я представляла себе мысленно, навстречу вышла молодая улыбчивая женщина, в ней чувствовалась не только доброжелательность, но некое озорство. При этом ее педагогический стаж – 26 лет.

Ларисе Петровне всего 46. Школа № 21 для нее – родная. Окончив ее в 17 лет, стала работать здесь пионервожатой. О том, что будет учителем, даже не думала. Педагогическую жилку заметила ее будущая наставница, классный руководитель Любовь Ивановна Юферова. Она и посоветовала девушке вместо цветоводства, которым Лариса увлекалась, поступать в педучилище. Затем был филологический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института, где молодой педагог получила квалификацию учителя русского языка и литературы.

Одно из преимуществ «окраинной» школы – меньшее число учеников в классах. У педагога больше времени на каждого из них.

– Наша школа – особенная: домашняя и уютная, – с любовью рассказывает Лариса Петровна. – В ней 183 ученика, почти все – с Новой Колы. В классах по 17-20 человек, каждый ученик – на виду. В этом наш большой плюс. Педагоги хорошо знают семьи, родителей. У нас учатся даже брат с сестрой из города. Их мама говорит, что переводить детей в другую школу не будет. У нас замечательный коллектив! Всегда есть поддержка со стороны директора Елены Николаевны Романовой и завуча Валерия Петровича Ильиных.

В 1992-м, когда Лариса Петровна впервые перешагнула порог родной школы в качестве учителя, ей дали два пятых класса. Разница между ней и первыми выпускниками, которым сейчас по 35, – совсем небольшая.

– Нам было интересно друг с другом, – вспоминает она. – Пешие и лыжные походы, внеклассные мероприятия, поездки в другие города, совместные праздники – все это сдружило. Мы до сих пор встречаемся, как родные, я знаю, как сложилась судьба каждого.

В этом году педагог выпустила девятый класс. За пять лет классного руководства ей пришлось порешать немало воспитательных задач. И тем ценнее результат: все ребята успешно прошли итоговую аттестацию. Лариса Петровна вспоминает, как в ее день рождения ученики устроили ей сюрприз:

– Захожу в класс – он весь украшен воздушными шарами и поздравлениями ребят. А на Последнем звонке каждый подарил мне розу со словами благодарности. Приятно и трогательно. Ради таких мгновений стоит работать. Понимаешь, что твои труды были не зря.

Фото предоставлено героиней публикации.

В разговоре с Ларисой Петровной мы не могли обойти тему подготовки девятиклассников к ОГЭ.

– Сдача экзамена, конечно, требует большой работы. И в то же время хорошо организованная подготовка к ОГЭ дает возможность ребятам успешно справиться с ним, помогает видеть орфограммы, правильно ставить знаки препинания. В результате ученики пишут более осознанно и грамотно. Главное – их мотивация. Конечно, существует и такое мнение, что ОГЭ – это натаскивание. Оно остается, если мотивация не работает, не помогают беседы с родителями. Куда деваться! А что касается волнений, то у нас, педагогов, ночью и во время экзаменов состояние, наверное, хуже, чем у учеников. Я часто говорю своим детям: «Вы не бойтесь, бояться за вас буду я!». К счастью, мои ученики меня никогда еще не подводили. Процент качества знаний по итогам экзаменов в девятом классе с каждым годом повышается. В этом году он составил более 70. В нашей школе ни одной пересдачи ОГЭ по русскому языку не было.

Понятно, что все дети – разные. Но в этом и проявляется наш профессионализм, умение найти контакт с каждым учеником. Например, на литературе в одном шестом классе не успеваешь вопрос задать, как ученики уже отвечают, в другом – совсем иная картина. Современные дети, конечно, изменились. Стали меньше читать. Хотя, конечно, есть и те, кто читает «запоем». Но по три минуты мы читаем прямо на уроках. Выбираю самые интересные отрывки. Тут идет и развитие техники чтения, которое у многих учеников отстает, и восприятие художественного текста. Методично каждый день читаем и пересказываем, и это дает свои результаты. Несмотря на то, что поколение изменилось, хуже оно не стало. Просто они – другие, более уверенные в себе, не боятся высказывать свое мнение, раскрепощенные. Более грамотные информационно.

Кроме уроков, Лариса Петровна ведет внеклассную работу.

– Вот недавно сходили с нынешними пятиклассниками в поход вместе с родителями, благо, погода позволила. Родители сами изъявили желание, все организовали, подарили ребятам настоящий праздник! Отзывчивые родители есть в каждом классе, но так хочется, чтобы они чаще были участниками школьной жизни. А вообще, часто посещаю с детьми выставки исторического музея, спектакли драмтеатра им. А.П. Чехова, ездим в другие города – Невьянск, Екатеринбург.

Лариса Дука со своими учениками в День знаний. 1 сентября 2018 года. Фото предоставлено героиней публикации.

Директор школы Елена Романова так характеризует учителя:

– Ларису Петровну отличают высокая работоспособность и ответственность. Она представляет команду учителей русского языка и литературы не только нашей школы, но и города. Является экспертом территориальных подкомиссий по русскому языку и литературе, членом экспертной комиссии по проверке олимпиадных заданий по литературе. Успеху в ее педагогической деятельности способствуют атмосфера душевности и требовательности. Свою работу строит по требованию души, чтобы детям было комфортно. На уроках практикует методы театрализации. Она хороший классный руководитель. Дети очень любят ее. Сплочение классного коллектива осуществляет через развитие детского самоуправления, систему коллективных творческих дел, социальных и творческих проектов, участие в добровольческих акциях. Пользуется авторитетом среди коллег, много лет работает в профсоюзе. К тому же очень скромная, может занять со своими учениками какое-то призовое место в конкурсе и не рассказать об этом. Хороший человек, с тонким чувством юмора и самоиронией.

Чтобы полностью отдать себя учительской работе, несомненно, требуется поддержка семьи. У Ларисы Петровны такая есть – муж и двое детей, сын и дочь.

– В своей семье я счастлива. В феврале 2019 года будем отмечать с мужем серебряную свадьбу. Он работает сварщиком на железной дороге. Меня понимает, во многом разделяет мои взгляды. Сыну 19 лет, с самого детства он с техникой «на ты», недавно вернулся из армии, будет устраиваться на работу. Дочь – восьмиклассница, учится в нашей школе, в ее портфолио – победы в конкурсах исследовательских, творческих и социальных проектах.

Своей страсти к цветам Лариса Петровна также не изменила. Они у нее везде: в школе, дома, на приусадебном участке. В своем кабинете с учениками вырастила лимоны, пыталась вырастить мандарины, но, к сожалению, они только зацвели, дальше – не климат. А этим летом на подоконнике ее ученики собрали урожай огурцов. Цветут у нее и изысканные гибискусы, и розы – практически все, к чему прикасается. Коллеги шутят, что у нее и палочка зацветет.

В новом учебном году у педагога снова пятый класс. Возможно, кто-то подумает: одно и то же. Но педагог так не считает. Новые дети – новые планы и открытия.

Фото предоставлено героиней публикации.

– Мой любимый возраст учеников – дети, которые у меня сейчас. В каждом возрасте ребята по-своему интересны. Вот, например, пятиклассники – они открыты всему новому, им все хочется попробовать. Они откликаются на любой призыв. У них глаза горят, и я с ними загораюсь, окунаясь в их интересы.

Лариса Петровна Дука неоднократно награждалась почетными грамотами разного уровня. В этом году в связи с празднованием Дня учителя за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса она представлена к Почетной грамоте губернатора Свердловской области. Накануне профессионального праздника – Дня учителя – мы присоединяемся к поздравлениям в адрес педагога, а также всех тех, кто носит это почетное звание!

Светлана МЯКОТКИНА
. Комментарии к записи Поздравляем Вас, Учитель! отключены