Нож, топор, коктейль Молотова. Что дальше?.. Как сделать, чтобы учеба в школе была не только комфортной и качественной, но и безопасной?

За последние дни всю страну потрясли новости о нападениях подростков на школы в разных регионах страны. 17 января два старшеклассника в одной из школ Сосновского района под Челябинском устроили драку, и один ранил ножом другого, которого госпитализировали. А за два дня до этого, 15 января, в Перми двое подростков зашли в 4 класс школы № 127 и напали на учеников. Учительница, попытавшись защитить детей, сама серьезно пострадала. В общей сложности ранены 14 детей, в том числе и сами подростки, которые пытались зарезать друг друга…

После этого эксперты заговорили об «эффекте подражания» и что подобных событий надо ждать еще. И уже 19 января подросток с топором и «коктейлем Молотова» напал на школу в Улан-Удэ. От его рук пострадали несколько человек, а одна девочка – очень серьезно.

Можно, конечно, предположить что угодно, то ли это подражание, то ли просто страшное веяние, то ли это появилась новая социальная сеть, как это было не так давно, когда подростки массово кончали жизнь самоубийством (группа в соцсетях «Синий кит»).

В связи с этим в городах страны прошли совещания, видеоконференции, как, например, в Свердловской области, которую провели заместитель губернатора Павел Креков, министр образования Юрий Биктуганов с руководителями администраций городов, школ, детских садов, а также учреждений дополнительного образования, главной темой которых стало обеспечение безопасности объектов с массовым пребыванием детей.

Как организована работа по обеспечению безопасности в Серовском городском округе, рассказал начальник Управления образования Александр Колганов:

– Самая важная задача, которая стоит перед нами, – сделать пребывание детей в учебных, дошкольных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования безопасным. Эта работа ведется постоянно, но в связи с последними событиями она должна быть усилена дополнительными мероприятиями. Издано распоряжение «Об усилении пропускного режима, мер антитеррористической безопасности на территории образовательных организаций Серовского городского округа». В настоящее время продолжается оформление новых паспортов антитеррористической защиты объектов и территорий. Практически во всех школах есть видеонаблюдение, тревожные кнопки, которые находятся у руководителя и у вахтера. В случае опасности на сигнал быстро приезжают представители Росгвардии или Вневедомственной охраны (в зависимости от того, с кем был заключен договор).

В учреждениях планово или внезапно проводятся мероприятия по эвакуации детей в случае «пожара» или «бомбы». Есть журналы, куда заносятся фамилии тех, кто и с какой целью приходит в то или иное образовательное учреждение. С детьми постоянно проводятся профилактические беседы преподавателями, представителями полиции, сотрудниками пожнадзора, психологами и т.д.

Все это, конечно, работает, но это не предотвратит тех действий со стороны подростков, которые, к сожалению, происходят все чаще. Никто же не будет проводить личный досмотр школьников, которые идут в школу или там в секцию в ЦДТ. Речь идет о том, чтобы дети сами понимали, что такое хорошо и что такое плохо. Вот главная задача семьи и школы. Хотя профессиональная охрана, конечно, нужна, и об этом шел разговор на видеоконференции. Прозвучала информация, что из областного бюджета будут выделены средства, которые позволят образовательным учреждениям заключать договоры с частными охранными организациями. Мы уже обсудили коммерческие предложения с такими предприятиями как «Бастион», «Медведь», «Сталь-Лит», а также Вневедомственной охраной и Росгвардией.

Будем надеяться, что вместо бабушек-вахтеров в детских учреждениях появятся профессионалы…

Школа № 27 уже давно является одним из немногих образовательных учреждений, где работает строгая пропускная система. Без документа, удостоверяющего личность, абы кого сюда не пустят.

Конечно, совсем даже неплохо, что следить за порядком будут специально обученные люди. Но это не решает проблему в целом. Как бы банально это ни звучало, но ребенку с самого раннего возраста надо прививать понятие, что добиваться желаемого нельзя при помощи физического воздействия на другого человека. Отнять игрушку, конфету, толкнуть, поцарапать – отвоевать свое пространство пытаются многие малыши. Вот тут-то и нужно вмешаться взрослым, сделать все, чтобы ребенок понял, что так делать нельзя. Прописные истины, но если их не усвоить в полтора-два года на всю жизнь, рано или поздно такое поведение станет для подрастающего человека нормой.

Если в детских садах роль психологов выполняют воспитатели, то в школах она ложится на плечи учителей, классных руководителей. А где же им найти время – дойти до каждого подростка, понять, что у него на душе, с кем он дружит, чем вообще живет, о чем мечтает? Конечно, это обязанность родителей – никто не отрицает. А они видят своего ребенка полчаса утром, перед школой, и час-два вечером, перед сном. Получается, что в основной массе современные дети предоставлены сами себе. Они сами для себя и представляют опасность. Какой же выход из проблемы, которая в нашем обществе стоит во весь рост? Хотелось бы, чтобы в школах были специалисты, которые не только учат. Психологи, социальные работники и воспитатели (и не один на тысячу!), которые посещали бы семьи, знали все о ребенке – его здоровье (в том числе и психическом), увлечениях, времяпрепровождении, окружении, о чем мечтает, кем собирается быть в будущем, а еще имели бы тесную связь с родителями. В таких условиях подросток не будет чувствовать себя одиноким, а это важно – знать, что о тебе заботятся, любят и понимают. Только тогда, когда человек в ладу с самим собой, он будет в ладу с окружающим миром.

Конечно, это только мечты, но ведь они не какие-то заоблачные. Да, требуются финансовые вложения, но разве здоровье, а нередко и жизнь наших детей этого не стоят?

Людмила СНЯТИНОВСКАЯ
. Комментарии к записи Нож, топор, коктейль Молотова. Что дальше?.. Как сделать, чтобы учеба в школе была не только комфортной и качественной, но и безопасной? отключены