СЕРОВ-125. Черно-белое прошлое

Наш родной город в следующем году отметит юбилей – 125-летие. По историческим меркам этот временной срок не такой уж и большой – есть в мире города, возраст которых насчитывает тысячелетия.

Лет 15 назад были еще живы горожане, которые вспоминали, что в районе «нового» вокзала собирали на болоте клюкву, а на городских дорогах, чуть подальше центра, можно было в натуральном смысле увязнуть в грязи, и резиновые сапоги были самой «модной» обувью. На окраинных улицах кучерявилась ромашка, и в совершенной безопасности бегала детвора и кудахтали куры, потому что основным видом транспорта была лошадь. Да что говорить о далеком прошлом! Совсем недавно на месте, где стоит гордость нашего города – красавец-храм, был пустырь с элементами болота.

Время неумолимо бежит вперед, и это очень просто ощутить, лишь взглянув на старые фотографии, которые стали настоящими проводниками в дни, которые уже не вернуть. На страницах нашей газеты мы попытаемся воссоздать историю нашего города с помощью снимков, которые сохранились в городском музее, архиве. Конечно, не можем обойтись мы и без вашей помощи, уважаемые читатели. Мы просим вас стряхнуть пыль с семейных альбомов и поделиться старинными фотографиями (их целостность и сохранность редакция гарантирует). Ведь историю города создавали люди. Ждем ваших фотографий и воспоминаний о тех, кто внес большой вклад в развитие Серова.

Сегодня мы вспомним историю возникновения города. Она началась со строительства металлургического завода с полным циклом производства.

Увеличение по клику.

Согласно археологическим и историческим данным, первое население составляла народность манси, жившая здесь на протяжении тысячи лет. В 1893 году Александр Андреевич Ауэрбах подписал контракт с Управлением Сибирской железной дороги на поставку 5 млн пудов стальных рельсов на срок до 1899 года. Для выполнения этого плана к концу 1895 г. необходимо было построить новый металлургический завод с полным циклом производства. Завод был заложен на левом берегу реки Каква в 10 км от села Филькино. Выбирал место, проектировал и строил завод выдающийся инженер Александр Андреевич Ауэрбах – главноуправляющий Богословским горным округом. Первое постоянное поселение появляется в 1894 году – в момент рождения сталерельсового завода. Сам завод называют Надеждинским, в честь владелицы Богословского горного округа Надежды Михайловны Половцовой. В начале XX века в поселке проживало около 30 тысяч человек, он был одним из самых крупных на Северном Урале. Здесь находились восемь начальных школ, заводская и земская больницы, аптека, церковь, народный дом, клуб служащих, три трактира. Уже с января 1896 года завод начал выплавку стали, а с марта – прокатку рельсов. К началу ХХ века Надеждинский сталерельсовый завод являлся наиболее технически оснащенным предприятием. Заводской поселок по старой уральской традиции получил название Надеждинский завод. Почти все население было пришлым. Здесь осели рабочие-металлисты из уральских и южных городов, а также крестьяне из ближних и дальних губерний, пришедшие сюда в поисках заработка.

На снимке запечатлена закладка металлургического завода. Конечно, фото более чем столетней давности не очень качественное, но на нем видно, что строительство начиналось, когда вокруг еще шумела тайга. Это, пожалуй, один из самых старых сохранившихся снимков из истории города.

Татьяна ДЕРИБАСОВА
. Комментарии к записи СЕРОВ-125. Черно-белое прошлое отключены