Серовские туристы побывали в буддистском монастыре

В конце февраля группа серовчан под руководством инструктора туристического клуба «Конжак» побывала в буддистском монастыре в горах Качканара.

DCIM103GOPRO

Дорога к монастырю «Шад Тчуп Линг» начинается от шлагбаума качканарского горно-обогатительного комбината. От него до самой горы пешком шагать примерно 2,5-3 часа. При этом, путь обратно занимает около 1-1,5 часов – под горку, хоть и небольшую, идти гораздо легче. Сам подъем на гору к монастырю не такой продолжительный – около 10 минут. Это если вы не задержитесь для фотографирования на импровизированной смотровой площадке почти перед самым входом в культовое место.

Тут несколько построек разного назначения: хозяйственного и религиозного. В самом начале путников ждут «жернова», которые на удачу можно покрутить. Если же вам милее более мелодичные звуки – можно ударить «молоточком» в «камертон».

Внутри основного здания тесная прихожая, без предупреждения перетекающая в кухню спереди и обеденный зал слева. Справа печь. Она служит для разогрева и готовки пищи. Воду для питья добывают путём топления льда из озера.

За обеденной зоной молельная комната. Стены украшены религиозными сюжетами, на полке стоят разные ритуальные предметы: свечи и статуэтки. Посреди комнаты расположены две низкие наклонные скамьи, наподобие тех, что стоят в спортзалах для упражнений на пресс. Они нужны для молитв.

Для доставки дров и тяжелых предметов обитатели монастыря используют канатную дорогу и собачьи упряжки.

Электричество тут вырабатывают генераторы, в том числе – солнечные батареи, которыми покрыты часть крыш и фасадов построек (средства на покупку были собраны с помощью пожертвований). Есть и роутер для использования интернета от «МегаФона». Выход в сеть, как нам рассказали уральские буддисты, по графику запланирован на каждую среду.

Но не только монастырь притягивает туристов. Гора «Верблюд» вполне себе самодостаточная природная ценность. Силуэт горы действительно похож на одногорбый «корабль пустыни». Рядом ещё несколько вершин, на которых при определенной сноровке можно получить отличные фотографии. Как просто природной панорамы, так и себя на фоне этого великолепия. Но не стоит забывать и об осторожности: некоторые тропинки ведут к обрывам и сильные порывы ветра едва не сдувают с ног.

Поводом для нашего похода выходного дня, организованного турклубом «Конжак», поступила информация о скором сносе культового здания. Монастырь «Шад Тчуп Линг» уже два десятилетия является некой фишкой Качканара, магнитом для туристов не только со всей Свердловской области, но и  из других регионов России. Приходят сюда и иностранцы. Для молодого моногорода, который только на следующий год отметит 60-летие, буддистский храм – как лучик надежды. И споры вокруг судьбы «Шад Тчуп Линг» периодически вспыхивают с новой силой. Это своеобразная аллегория борьбы мирского и духовного. Качканарский горно-обогатительный комбинат и буддистский монастырь.

На этот раз, похоже, борьба будет идти не на жизнь, а на смерть… Сначала «горцам» предложили съехать до 1 марта. Затем дали ещё три дня – до 4 марта.

Впрочем, сами обитатели монастыря хоть и намерены отстаивать свои интересы, относятся к происходящему спокойно.

Духовного лидера среднеуральских буддистов, ламы Докшита, в этот раз не было – он в Екатеринбурге решал вопрос по сносу построек. Мы поговорили с другим обитателем монастыря — Егором, который приехал в Качканар уже в пятый раз. Мужчине за тридцать, у него недлинная поросль на лице, рубаха этнической расцветки и спокойная речь. Егор родился в Рефтинском, жил в Асбесте, Екатеринбурге и Москве. Самый продолжительный визит в «Шад Тчуп Линг» длился восемь месяцев.

По образованию Егор экономист, но по специальности не работал. Сам он признался, что всю жизнь что-нибудь продавал. О монастыре в Качканаре он узнал от товарища, когда жил в Екатеринбурге.

— Я работал администратором в дорогом магазине одежды. «Папики» приезжали сюда, чтобы приодеть своих подружек на несколько сотен тысяч рублей. Мы при этом получали около 15 тысяч рублей в месяц. Да и с подругой у меня тогда разладилось. Я был в жуткой депрессии. Товарищ посоветовал съездить в этот монастырь на несколько дней. Так я и сделал, — рассказал мужчина.

Перед своим нынешним визитом в Качканар Егор работал в компании по продаже аттракционов в Москве. Дорос до начальника отдела продаж. Нам он признался, что сам процесс «роста» ему очень нравится, а вот достижение результата уже не удовлетворяет. Ему нужна новая цель, к которой нужно будет идти. И в этом плане буддистский монастырь – просто находка.

— Я расцениваю буддизм не как религию, а как науку о жизни в гармонии с миром. Здесь нет «потолка», ты постоянно развиваешься, узнаешь что-то новое. А ещё здесь всё по-настоящему. Здесь есть только самое необходимое для жизни, и нет ничего лишнего, — говорит мужчина.

Новости о скором сносе «Шад Тчуп Линга» заметно увеличили поток туристов. По словам Егора, в этом году за выходные через монастырь проходят по сто человек, вместо пятидесяти в прошлом. Те, кто приходят сюда просто из любопытства, чаще всего не отказывают себе в покупке сувениров: магнитов на холодильник, оберегов и фенечек. Есть и те, кто предпочитает остаться здесь на какое-то время. Плату за ночлег с них не берут, но считается хорошим тоном, если гость отблагодарит местных обитателей за гостеприимство трудом.

На момент подготовки этого материала в печать (4 марта) монастырь ещё продолжал принимать гостей. Что будет с монастырем дальше знает только Будда.

Факт

Буддийская община Шад Тчуп Линг (тиб. «Место практики и реализации») основан 15 мая 1995 года.
Закончив обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане (Бурятия), Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) прибывает на гору Качканар и закладывает первый камень буддистского центра. Название монастыря и точное месторасположение были указаны Ламе Санье Тензин Докшиту его Учителем Пема Джангом (Дарма Доди Жалсараев, 1904-1997 гг.).

Сайт: shad-tchup-ling.ru

Хроника борьбы-2016

В начале февраля в областных СМИ появились сообщения, что «Шад Тчуп Линг» будут сносить. Причина: территория незаконно занята и находится в федеральной собственности. По технике безопасности здесь не могут проживать люди и находиться какие-либо строения. Кроме того, данная земля находится в разработках качканарского месторождения железной руды (лицензия у АО «Евраз Качканарскийгорно-обогатительный комбинат»).

Суд принял решение в пользу департамента лесного хозяйства о сносе буддистского монастыря «Шад Тчуп Линг» еще летом позапрошлого года.

В качестве нового места обитания буддистам предложили территорию на горе Мохнатка в районе Нижней Туры. ГОК готов рассмотреть возможность оказания помощи буддистам при переезде. Однако на новом месте отсутствует инфраструктура для проживания буддистов.

17 февраля в защиту монастыря выступил российский музыкант Борис Гребенщиков.

Как сообщил «ИНТЕРФАКС-УРАЛ» 18 февраля, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев дал поручение руководителю администрации губернатора Сергею Пересторонину создать рабочую группу и обсудить дальнейшую судьбу буддистского монастыря на горе Качканар, подлежащего сносу до 1 марта.

«Рабочей группе предстоит детально разобраться в ситуации и совместно со всеми заинтересованными ведомствами и структурами рассмотреть возможность и условия для сохранения единственного на Урале культового сооружения буддистов», — сообщает департамент информационной политики главы региона в четверг.

В свою очередь, директору Центра развития туризма Свердловской области Эльмире Тукановой поручено оценить туристическую привлекательность и потенциал объекта.