Жизнь в царстве формул и законов. Можно ли в Серове интересно преподавать физику?

В наше время как-то так получилось, что слово «любопытный» носит скорее отрицательное значение. «Что-то ты чересчур любопытный», «Любопытной Варваре нос на базаре оторвали», – обычно так говорят о человеке, который лезет не в свои дела, проявляет нетактичность к чужим тайнам. А между тем, это слово очень хорошее, произошло из общеславянского языка – от прилагательного «люб» и глагола «пытать». Отсюда выражение «пытливый ум», «пытливый человек». Не было бы любопытных людей, не двигалась бы наука, не было бы открытий, и неизвестно, на каком уровне остановилось бы человечество.

– Это прекрасно – быть человеком, с самого детства стремящимся к новым знаниям, – говорит мой собеседник, учитель физики школы № 13 Дмитрий Филиппов. – Я себя отношу к таким людям. Учиться всегда интересно и нужно. Сколько себя помню, всегда что-то изучаю и с каждым годом убеждаюсь, что знаю очень мало. В школе мне нравились все предметы – и точные, и гуманитарные. Но когда в старших классах начал посещать интеллектуальный клуб «Казино», который существует до сих пор и пользуется среди учащихся школ популярностью (его основатель и ведущий Александр Серафимович Бушуев), решил поступать в университет, на философский факультет. Школу № 22 закончил с серебряной медалью. Надо отметить, что экзамен по литературе сдавал по реферату, который готовил при помощи и участии учителя русского языка и литературы Альфии Растамовны Дудиной и знаний, полученных в клубе. Работа эта была по трем замечательным произведениям – Татьяны Толстой «Кысь», Владимира Набокова «Приглашение на казнь» и Виктора Гюго «Последний день приговоренного к смерти». После получения аттестата приехал в Екатеринбург на подготовительные курсы при университете. Но не помогла ни серебряная медаль, ни, казалось бы, неплохие знания, полученные в школе, – на «бюджет» не поступил, не хватило нескольких баллов. Конкурс был большой, почему-то многие тогда стремились на философский. Попробовал учиться по контракту, поэтому пошел работать сразу в два места, ведь не мог же я только на маму возложить финансовые затраты. На первой же сессии завалил логику – непросто учиться и работать. Приехал домой, устроился на металлургический завод. Начал готовиться к поступлению в
УГТУ-УПИ. Надо было сдавать ЕГЭ, готовился и самостоятельно, и прибегал к помощи своих учителей – Альфии Растамовны Дудиной, Нины Николаевны Сафоновой. Экзамен сдавал в Краснотурьинске. В 2009 году поступил на электротехнический факультет на очно-заочную форму обучения по специальности «Электроснабжение».

– Крутой поворот – из философов в физики. Не жалеете, что юношеская мечта не сбылась?

– Философия и физика неотделимы друг от друга. Физика – это наука о природе, обо всем, что вокруг нас. А через философию мы познаем этот мир и место человека в нем. Никто не знает, как поворачивается наша судьба, какую роль сыграет Его Величество Случай. Со мной это произошло, когда, как мне казалось, уже определился со своим местом в жизни. Работал более семи лет на заводе, на газоспасательной станции и.о. мастера, в отделе промышленной безопасности и охраны труда начальником бюро менеджмента, в сортопрокатном цехе – мастером по ремонту и обслуживанию электромостовых кранов. Поступил в
УГТУ-УПИ, а закончил УрФУ. Но в один день все изменилось. Случилось это 5 августа 2014 года. Была обычная рабочая смена. Мы занимались погрузочно-разгрузочными работами по перемещению бронзового колеса массой 261 килограмм под кран. И вот этот бронзовый венец придавил мне ногу. Перенес три операции в Серове, одну – в Екатеринбурге. Через год вернулся в цех. Полноценно передвигаться уже не мог, а это по требованиям промышленной безопасности и охраны труда недопустимо. Меня перевели инженером-конструктором в крупносортный цех. Но что-то в этой работе меня не устраивало, и я принял кардинальное решение – стать учителем.

– Вот он, тот Случай, о котором Вы говорили. Вы не думали, что это очень сложная работа, да и вообще без опыта, без специального образования – риск большой?

– Что-то мне подсказывало, что поступаю правильно. Словом, пришел в Управление образования и сказал, что хочу попробовать себя в качестве преподавателя математики или физики. Сказали: приноси справку, что учишься в педагогическом, тогда поговорим. И я поступил в Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт.

Вот так начал свою учительскую дорогу Дмитрий Сергеевич Филиппов. В ноябре 2015 года пришел в школу № 20 преподавать математику. Он и сейчас эти дни вспоминает с волнением. Было нелегко. 7-8 классы, возраст детей сложный, еще и сам больше на старшеклассника походил, чем на учителя. Но сказалась, во-первых, уже полученная жизненная закалка, во-вторых, характер – он привык преодолевать трудности, а не бояться их. В-третьих, ему было интересно учиться учить. Как говорит сам Дмитрий, ему любопытно наблюдать за детьми, как они учатся, как общаются друг с другом, как постепенно привыкают к новому человеку. Во многом ему помогала преподаватель Людмила Михайловна Золотухина, к которой он обращался за советом. Сам много занимался, ходил на уроки к опытным педагогам – Вере Аркадьевне Безденежных, Галине Филипповне Клешниной. Большую роль в его становлении как педагога сыграла и продолжает играть Марина Геннадьевна Колчанова, которая преподавала информатику в школе № 22. Именно она порекомендовала директору школы
№ 13 Александру Владимировичу Ольштейну пригласить молодого учителя в свой коллектив. Так с сентября 2016 года он начал преподавать физику.

– Математика мне тоже нравится, – говорит Дмитрий Сергеевич, – но физика ближе, мне хочется учить детей этому предмету. В школе у меня свой кабинет, достойная зарплата, и у нас отличный творческий коллектив. И я снова решил учиться – поступил в магистратуру на специальность «Информационные технологии в образовании». Сейчас пишу диссертацию «Применение дистанционных образовательных технологий при изучении темы «Электромагнитная индукция» для учащихся старших классов». Мне повезло, у меня руководитель – доктор педагогических наук, кандидат технических наук Семен Евгеньевич Попов. Умнейший человек! Прекрасный педагог, с ним легко работать, уверен, что у меня все получится, и весной 2019 года получу степень магистра.

– Вы сказали, что Вам наиболее интересна физика и нравится учить этому предмету.

– Скорее, даже не учить, а вместе познавать мир. Нам с ребятами нравится проектно-исследовательская деятельность. Мы возродили научное общество учащихся «Поиск», которое состоит из старшеклассников. Дети выбирают проекты, работают над ними, потом защищают их на школьной научно-практической конференции, затем на городской – таких как «Интеллект+», «Шаг в будущее». Например, в прошлом году Катя Белкина сама собрала машинку для тату и защитила проект «Использование тату-машинки для декорации кожаных изделий» на конкурсе «Урал-Иннова», который проходил в Техническом университете УГМК, и заняла третье место в турнире юных техников. Девочка в хорошем смысле любопытная, творческая, учится в художественной школе. В этом году начала работать над проектом по гидравлическим механизмам, пневматическим прессам, роботам-манипуляторам.

– То есть Вы не просто преподаете физику, но еще много даете детям дополнительных знаний. Учите их быть любопытными, любить узнавать новое.

– Да, я уже сказал про научное общество «Поиск», есть также в школе Интеллектуальное казино, где мы готовим команды к городским играм, есть два кружка робототехники – «Занимательная электроника» для учащихся 8-9 классов и «Робототехника» для 5-7 классов. В октябре мы провели на базе нашей школы два турнира. Отправили работы в столичные институты для оценки, ждем результатов. Мы любим конкурсы, подготовка к ним дает дополнительные знания, а стремление победить формирует качества, которые пригодятся во взрослой жизни. Мечтаем побывать на занятиях в Уральской физико-математической школе в городе Лесной. Это сильнейшая школа, для работы в которой привлекаются преподаватели Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института (г. Москва). На одной школе нам уже посчастливилось побывать. Также собираемся принять участие во Всероссийском конкурсе научных работ школьников «Юниор», организуемом также НИЯУ МИФИ (г. Москва). Обязательно примем участие в областном турнире юных физиков, который после долгого перерыва пройдет в 2018 году в Екатеринбурге при поддержке Уральского федерального университета. Ведь изучение физики – это не столько сложный процесс, сколько процесс, наполненный новыми открытиями, полный всего неизведанного и удивительного для ребят и меня вместе с ними.

– В области действует программа «Уральская инженерная школа», утвержденная указом губернатора Евгения Куйвашева. Цель – подготовка инженерных кадров для предприятий нашего края. Вы помогаете выполнить этот указ. Через 6-7 лет ваши ученики закончат технические вузы и станут инженерами, в которых остро нуждается сегодняшняя промышленность…

– 1 сентября стартовала «Инженериада УГМК». Это очень полезный проект. Его автор – технический университет Уральской горно-металлургической компании. Мы, как и все школы, где есть предприятия УГМК, принимаем в нем участие. В начале ноября мы с ребятами побывали на металлургическом заводе. Детям очень понравилось, многие уже выбрали темы проектов, касающиеся непосредственно производства, из которых в январе 2018 года специальной конкурсной комиссией металлургического завода будут отобраны лучшие.

Нужно отметить, что УГМК спонсируют многие проекты, в том числе и детские. Например, поездки на конкурсы по робототехнике – и тоже в рамках «Уральская инженерная школа», фонд называется «Достойное – лучшим».

– Полная часовая нагрузка, учеба, подготовка к урокам, проверка тетрадей, дополнительные занятия – времени, конечно, не хватает. А отдых?

– Для меня отдых – это смена занятий, удовлетворение от успехов детей.

– Вы ощущаете себя учителем или преподавателем?

– В младших классах детей учат писать, считать, рисовать, правильно вести себя. В старших – дают знания, учат умению получать знания самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Поэтому я ощущаю себя преподавателем! Хорошо учиться интересно, а хорошо учить – это призвание и великий дар, доступный не каждому.

Людмила СНЯТИНОВСКАЯ
. Комментарии к записи Жизнь в царстве формул и законов. Можно ли в Серове интересно преподавать физику? отключены